Не только метеорит: ученые нашли новые подсказки о вымирании динозавров

Иллюстративная фотография
Иллюстративная фотография Автор: AFP/Scanpix

Что истребило динозавров? Новое исследование предполагает, что метеорит, упавший на Землю, — это лишь часть истории. Изменение климата, вызванное массивными извержениями вулканов, возможно, в конечном итоге подготовило почву для вымирания динозавров. Эта гипотеза бросает вызов традиционному представлению о том, что ответственность за исчезновение древних гигантов лежит исключительно на метеорите.

Исследовательская группа углубилась в изучение извержения вулканов Деканских траппов. Это обширное и труднопроходимое плато в Западной Индии, образованное расплавленной лавой. Извергнув ошеломляющий миллион кубических километров породы, он, возможно, сыграл ключевую роль в охлаждении глобального климата около 65 миллионов лет назад.

В рамках исследования ученым пришлось повидать мир: они самостоятельно добывали камни Деканских траппах и анализировали образцы в Англии и Швеции.

Вулканические зимы

В лаборатории ученые подсчитали, сколько серы и фтора было выброшено в атмосферу в результате массивных извержений вулканов за 200 000 лет до вымирания динозавров. Оказалось, что эти процессы могли спровоцировать глобальное понижение температуры по всему миру — явление, известное как вулканическая зима.

"Наше исследование показывает, что до вымирания динозавров климатические условия почти наверняка были нестабильными, с повторяющимися вулканическими зимами, которые могли длиться десятилетиями. Это осложнило бы жизнь всем растениям и животным и подготовила почву для исчезновения древних рептилий. Таким образом, наша работа помогает объяснить это важное событие вымирания, которое привело к появлению млекопитающих и эволюции нашего вида", — говорит соавтор исследования, профессор Дон Бейкер из Университета Макгилла.

Новая техника

Обнаружение улик в образцах древних горных пород было немалым достижением. Фактически, новая техника, разработанная в Макгилле, помогла расшифровать вулканическую историю.

Методика оценки выбросов серы и фтора — сложная комбинация химии и экспериментов — немного напоминает приготовление макарон, объясняет Бейкер: "Представьте, что вы готовите дома. Вы кипятите воду, добавляете соль, а затем макароны. Часть соли из воды попадает в макароны, но не так уж и много".

Примерно тем же образом некоторые элементы попадают в минералы, когда они остывают после извержения вулкана. Соответственно, так же, как можно рассчитать концентрацию соли в воде, в которой готовились макароны, анализируя ее количество в самих макаронах, новый метод позволяет ученым оценить количество серы и фтора в образцах горных пород. Обладая этой информацией, они смогли рассчитать объем этих газов, выделившихся во время извержений.

В исследовании приняли участие ученые из Италии, Норвегии, Швеции, Великобритании, США и Канады.

Их результаты знаменуют собой шаг вперед в раскрытии древних тайн Земли и открывают путь к более информированному подходу к нашему собственному меняющемуся климату.

Научная работа опубликована в журнале Science Advances.

Источник: Университет Макгилла