Жившие в Скандинавии 10 000 лет назад люди могли иметь проблемы с деснами

Иллюстративное фото.
Иллюстративное фото. Автор: Christina Warinner

Считается, что распространение сельского хозяйства сильно повлияло на качество зубов людей. Согласно новому исследованию, охотники-собиратели, жившие на юго-западе Скандинавии в эпоху мезолита уже тогда могли страдать от кариеса и заболеваний десен.

Распространение сельского хозяйства началось примерно 9000 лет назад на Ближнем Востоке, и 3000 лет назад достигло наших широт и Скандинавии. Считается, что переход на сильно обработанную пищу, а также жизнь в больших сообществах и бок о бок с животными, повлияла на распространение инфекционных заболеваний, в том числе, ротовой полости. В новом исследовании ученые из Турции и Швеции нашли свидетельства проблем с зубами и деснами у охотников-собирателей, которые населяли Скандинавию 10 000 лет назад.

Скандинавский полуостров  стал доступен для людей после таяния ледникового щита Вайхзеля примерно 27 000-21 000 лет назад. Имеются материальные свидетельства спорадического присутствия человека в свободных ото льда районах около 16 000 лет назад, но полноценная экспансия произошла примерно 12 800 лет назад, а с 11 700 лет назад человек стал постоянно жить в юго-западной части полуострова.

Самая ранняя человеческая ДНК со Скандинавского полуострова лишь немногим моложе 10 000 лет. Стоянки раннего мезолита демонстрируют богатую материальную культуру — каменные породы, кости и рога, на основании которых археологи могут делать выводы о демографии, мобильности, социальных отношениях, использовании оружий и стратегий существования. Однако молекулярных данных, которые позволили бы установить профиль микробиома полости рта, нагрузку патогенов и информацию, связанную с диетой, до сих пор мало.

Сегодня для проведения таких исследований используют зубной камень древних людей, но для этого обязательно нужно иметь останки. Эмра Кырдок, Андерс Гётерстрем и коллеги секвенировали ДНК, обнаруженную на трех кусочках березового дегтя, которые были раскопаны в 1990-х годах в Хусебю Клев, Швеция, и датированы возрастом от 9890 до 9540 лет. Сравнив собранные с дегтя профили ДНК, ученые обнаружили, что эти образцы были пережеваны древними людьми.

Дальнейшие результаты показали, что в них содержится повышенное количество некоторых бактерий, которые обычно связаны с заболеваниями десен, таких как Treponema denticola, Streptococcus anginosus и Slackia exigua, а также кариесом, таких как Streptococcus sobrinus и Parascardovia denticolens. С помощью моделей машинного обучения авторы подсчитали, что вероятность того, что охотники-собиратели страдали от болезней десен, составляет от 70 до 80%.

По мнению авторов работы, это может быть связано с более широким использованием зубов для выполнения задач, связанных с захватом, резкой и разрыванием, что, возможно, увеличило риск контакта с видами микробов, вызывающими заболевания.

Кроме того, ученые идентифицировали последовательности ДНК, соответствующие ряду видов растений и животных, включая фундук, яблоню, омелу, рыжую лисицу, серого волка, крякву, водных улиток и кумжу. Авторы предполагают, что речь может идти об остатках пищи, а также орудий и материалов, которые применяли охотники-собиратели.

Исследование было опубликовано в Scientific Reports.

Редактор: Юлия Тислер