Появление фермеров в Скандинавии уничтожило охотников-собирателей

Человек эпохи неолита, убитый двумя стрелами с костяными наконечниками.
Человек эпохи неолита, убитый двумя стрелами с костяными наконечниками. Автор: Национальный музей Дании

Согласно новому исследованию Лундского университета в Швеции, после прибытия первых фермеров в Скандинавию 5900 лет назад, популяция охотников-собирателей была уничтожена в течение нескольких поколений. Результаты, противоречащие преобладающему мнению, основаны на анализе ДНК скелетов и зубов, найденных на территории нынешней Дании.

Международная исследовательская группа, членом которой является Лундский университет в Швеции, смогла сделать новые выводы о влиянии миграции на древние популяции, благодаря извлечению ДНК из частей скелета и зубов доисторических людей.

Исследование показывает, среди прочего, что за последние 7300 лет в Дании произошли две почти полные смены населения. Первая — 5900 лет назад, когда земледельцы иного происхождения и внешнего вида вытеснили собирателей, охотников и рыболовов, ранее населявших Скандинавию. Так всего за несколько поколений почти все население охотников-собирателей было уничтожено.

"Раньше этот переход представлялся как мирный. Однако наше исследование показывает обратное. Помимо насильственной смерти, вполне вероятно, что новые патогены от домашнего скота стали причиной исчезновения собирателей", — говорит Анне Биргитте Нильсен, геолог-исследователь Лундского университета.

Тысячу лет спустя, около 4850 лет назад, произошло еще одно изменение численности населения, когда люди с генетическими корнями из Ямной культуры — скотоводческие народы с юга России — пришли в Скандинавию и уничтожили предыдущее фермерское население. Опять же, это могло быть связано как с насилием, так и с появлением новых патогенов. Эти люди вели полукочевой образ жизни в степях, приручали животных, держали домашний скот и передвигались по обширным территориям на лошадях и повозках. Поселившиеся в Скандинавии представляли собой смесь "ямников" и восточноевропейского неолитического народа. Этот генетический профиль доминирует в сегодняшней Дании, тогда как профиль ДНК первой фермерской популяции практически стерт.

"В этот раз также произошла быстрая смена населения, практически без потомков от предшественников. У нас не так много материала ДНК из Швеции, но то, что есть, указывает на аналогичный ход событий. Другими словами, многие шведы в значительной степени также потомки этих полукочевников", — говорит Нильсен, которая предоставила количественные данные о пыльце, показывающие, как менялась растительность в связи с изменениями численности населения.

Результаты не просто опровергают предыдущие теории о любовных и мирных встречах между группами людей. Исследование также обеспечивает более глубокое понимание исторических миграционных потоков. Кроме того оно предлагает новую интерпретацию археологических находок и изменений в растительности и землепользовании, обнаруженных в палеоэкологических данных.

"Наши результаты помогают расширить знания о наследственности и понимание развития определенных заболеваний. Это может быть полезно в долгосрочной перспективе, например, в медицине", — заключает Нильсен.

Обширное исследование было опубликовано в виде четырех отдельных статей в журнале Nature.

Источник: Лундский университет