Человек различает больше оттенков синего, чем некоторые обезьяны

Иллюстративное фото
Иллюстративное фото Автор: Victor Freitas/Unsplash

То, как мы видим мир, зависит от многих факторов, включая структуру самого глаза и передачу информации зрительным нервом в мозг. Ученые впервые сравнили связи между нейронами глаз человека и некоторых обезьян и пришли к выводу, что человек может различать больше оттенков синего, чем, например, игрунка.

Деннис Дейси из Вашингтонского университета в Сиэтле, и его коллеги использовали электронный микроскоп для изучения соединений отростков нервных клеток, расположенных в центральной ямке (fovea centralis), небольшом углублении в сетчатке глаза человека, игрунки и макаки.

Центральная ямка — место, где зрение наиболее острое. Эта область дает возможность человеку читать или водить машину. Именно в ней цветовое различие самое четкое.

Чтобы видеть цвета, в глазу есть три типа колбочек, которые чувствительны к разным длинам волн света. Собранные колбочками данные объединяются и обрабатываются в цветовую информацию, передаваемую в мозг по цепи нейронов.

Дейси и его коллеги заметили, что у игрунок отсутствует часть нейронной цепи, отвечающая за обработку данных от чувствительных к синему свету колбочек. Отсюда они сделали вывод, что эти обезьянки различают меньше оттенков синего, чем человек.

Почему так, можно только догадываться. Может быть, дело в том, что игрунки живут на деревьях, а люди на земле: световые условия в лесу таковы, что им и не нужно различать такого количества оттенков синего, чтобы найти спелые плоды.

До сих пор особенности цветового зрения у разных видов животных изучались преимущественно на основе поведенческих экспериментов, например, как животные умеют искать кусок пищи в контейнерах, отмеченных разными цветами.

В новом исследовании ученые проанализировали работу нейронных цепей игрунки обыкновенной, макаки и человека при помощи сравнительной коннектомики. Эта область науки позволяет изучать полную карту всей нервной системы организма.

Результаты исследования были опубликованы в Proceedings of the American Academy of Sciences.

Редактор: Юлия Тислер