ИИ и синтетическая биология объединились для создания новых антибиотиков

Иллюстративная фотография.
Иллюстративная фотография. Автор: Wikimedia Commons

В наши дни все еще существует большое количество бактерий, на которые не действуют антибиотики. Немецкие ученые использовали искусственный интеллект и синтетическую биологию для создания новых и более эффективных препаратов.

Тобиас Эрб из Института наземной микробиологии имени Макса Планка в Марбурге и его коллеги разработали несколько новых биологически активных пептидов, эффективных против целого ряда бактерий.

Пептиды – это короткие последовательности аминокислот, похожие на белки. Сегодня в качестве антибиотиков используется более 80 препаратов на их основе. Действующие вещества всех этих лекарств природные. Однако количество неприродных биоактивных пептидов, обладающих потенциальными антибиотическими свойствами, может быть гораздо выше.

Эрб и его коллеги разработали метод быстрого выявления и тестирования таких искусственных пептидов. ИИ уже неплохо справляется с поиском новых потенциальных пептидов из большого количества данных, но их тестирование до сих пор представляло собой сложную задачу.

Метод, разработанный Эрбом и его коллегами, позволяет синтезировать пептиды без использования живых клеток, непосредственно на основе последовательностей ДНК, а значит, быстрее и дешевле.

Немецкие исследователи вначале применили алгоритм глубокого обучения для генерации тысяч антимикробных пептидов, а затем прогностический алгоритм для отбора 500 наиболее перспективных кандидатов.

В ходе экспериментов с бесклеточным синтезом ученые отобрали 30 пептидов для дальнейшего исследования. Из более детально изученных вариантов шесть оказались эффективными против патогенных бактерий, выработавших устойчивость к ряду других препаратов.

В будущем исследователи надеются усовершенствовать все этапы своего метода, чтобы найти еще более стабильные, менее токсичные и, возможно, более специфичные пептиды-антибиотики.

Статья опубликована в журнале Nature Communications.

Редактор: Софья Люттер