Астрономы обнаружили свечение вокруг скопления галактик

Составное изображение скопления галактик Abell 2255
Составное изображение скопления галактик Abell 2255 Автор: ROSAT/LOFAR/SDSS/Botteon, et al.

Голландско-итальянско-немецкая группа астрономов обнаружила огромное свечение радиоизлучения вокруг скопления тысяч галактик. Они объединили данные тысяч антенн LOFAR (от англ. LOw Frequency ARray — "низкочастотная [антенная] решётка"), которые в течение 18 ночей были сфокусированы на площади размером с четыре полных луны.

Это первый раз, когда астрономам удалось зафиксировать радиоизлучение с такой большой территории в течение такого длительного времени настолько детально. Для обработки такого большого объема данных команде пришлось разработать новые методы.

Астрономы изучили Abell 2255. Это скопление тысяч галактик примерно в миллиарде световых лет от Земли в направлении созвездия Дракона. Полученные изображения в 25 раз четче и содержат в 60 раз меньше шума, чем снимки, сделанные с помощью предшественника LOFAR.

Скопления галактик — самые "густонаселенные" регионы Вселенной. Они состоят из сотен и тысяч галактик, между которыми находится разреженный газ высокоэнергетических частиц и магнитных полей. Мало что известно о происхождении этого газа и о том, как частицы и магнитные поля влияют друг на друга.

Турбулентность и толчки

"Основываясь на новых изображениях и наших расчетах, мы считаем, что радиоизлучение от Abell 2255 возникло во время формирования скопления, — говорит руководитель исследования Андреа Боттеон. По его словам, астрономы впервые изучили эти процессы очень далеко от центра скопления. — В нашей теории мы предполагаем, что частицы ускоряются за счет огромной турбулентности и ударов при формировании скопления. В свою очередь, эти движения также могут усиливать магнитные поля".

В будущем исследователи хотят нацелить телескопы LOFAR и еще не построенные телескопы, такие как Square Kilometre Array, на другие скопления галактик и наблюдать за ними дольше. Кроме того, они намерены более детально наблюдать за Abell 2255. Делая это, они надеются узнать больше о так называемой космической сети, которая соединяет скопления галактик.

Выводы астрономов опубликованы в журнале Science Advances.

Источник: Нидерландская исследовательская школа астрономии