Первый клонированный макак-резус дожил до зрелого возраста

Исследователям из Китая впервые удалось успешно клонировать макака-резуса. Самец по кличке РеТро прожил уже два года, достигнув половой зрелости. Автор: Zhaodi Liao et al., Nature Communications

Исследователям из Китая впервые удалось успешно клонировать макака-резуса. Самец по кличке РеТро прожил уже два года, достигнув половой зрелости. Методы, которые ранее использовались для клонирования млекопитающих, включая овечку Долли и первых клонированных приматов — длиннохвостых макак, оказались неэффективны и ученым пришлось разработать новую технологию.

Соматические клетки, такие как клетки кожи, содержат генетическую информацию о том, как устроен организм, но не могут давать начало новой жизни. Технология переноса ядра соматических клеток ранее приводила к успешному клонированию различных видов млекопитающих, в том числе овцы Долли и яванских макак. Однако эффективность этого процесса для большинства животных остается крайне низкой, с высокими показателями внутриутробной и неонатальной смертности.

Когда исследователи клонировали длиннохвостых макак в 2018 году, они создали 109 клонированных эмбрионов и имплантировали почти три четверти из них 21 суррогатной матери, что привело к шести беременностям. На свет появилось лишь две особи.

Что касается макака-резуса, в настоящее время в одном исследовании сообщается об успешном клонировании соматических клеток, но обезьяна не выжила после рождения.

Цян Сунь и его коллеги из Института нейронаук в Шанхае сравнили, как развиваются эмбрионы, полученные в результате экстракорпорального оплодотворения (ЭКО), и те, которые были клонированы путем переноса ядра соматических клеток. Они выявили аномалии в способах доступа и чтения генетической информации развивающимся клонированным эмбрионом и его плацентой, а также в размере и форме плацент у суррогатных матерей.

Чтобы решить эти проблемы, авторы разработали новый метод. Заменив плаценту клонированного эмбриона на полученную с помощью ЭКО, они уменьшили дефекты развития, которые могут препятствовать выживанию. Новая техника может открыть возможности для применения клонированных приматов в тестировании лекарств и поведенческих исследованиях.

"Мы могли бы создать большое количество генетически однородных обезьян, которых можно было бы использовать для испытаний на эффективность лекарств", — говорит Мумин Пу, директор Института нейронаук Китайской академии наук в Шанхае.

Используя этот подход, исследователи создали 113 клонированных эмбрионов макак-резус и имплантировали 11 из них семи суррогатным матерям, что привело к двум беременностям.

Одна из матерей родила здорового самца макака-резуса по кличке РеТро, который прожил более двух лет. Другая вынашивала близнецов, которые умерли на 106-й день беременности.

Исследование было опубликовано в Nature Communications.

Редактор: Юлия Тислер