Ученые выяснили, почему черника синяя

Черника имеет насыщенно-синий цвет, хотя пигмент в кожуре плода красный. В свежем исследовании ученые нашли разгадку: темный оттенок обеспечивается слоем воска, который состоит из миниатюрных структур, рассеивающих синий и ультрафиолетовый свет. Благодаря этому черника выглядит синей для людей и голубо-ультрафиолетовой для птиц, которые способны видеть в УФ-спектре.

Большинство растений покрыты тонким слоем воска, который выполняет множество функций, но не все из них изучены. Известно, что воск может быть очень эффективным в качестве гидрофобного самоочищающегося покрытия. В новой работе исследователи обнаружили, что его структура важна и для пигментации.

Если раздавить чернику, то на пальцах останутся не темно-синие, а красно-лиловые следы. То есть извлечь темный пигмент из ягоды не выйдет. Это относится ко многим фруктам, включая черные сливы, терновые и можжевеловые ягоды. Именно эта странность натолкнула ученых на мысль о том, что за синий оттенок отвечает какой-то другой механизм.

Поэтому исследователи сняли с ягоды воск и заново кристаллизировали его на поверхности — получилось уникальное сине-ультрафиолетовое покрытие. Ультратонкий краситель, полученный учеными, имеет толщину около двух микрон, синий оттенок хорошо заметен, а еще он хорошо отражает УФ-излучение, что, возможно, открывает путь к новым методам окрашивания. "Это показывает, что природа научилась использовать действительно изящный трюк — ультратонкий слой для важного красителя", — говорит научный сотрудник Бристольской школы биологических наук Рокс Миддлтон.

Теперь команда планирует рассмотреть более простые способы воссоздания покрытия и его нанесения. Это может привести к созданию более устойчивой, биосовместимой и даже съедобной краски, отражающей ультрафиолет и синий свет.

Исследование опубликовано в Science Advances.

Редактор: Юлия Тислер