Физические упражнения помогут сохранить и увеличить объем мозга

Регулярные физические упражнения полезны для здоровья по целому ряду причин.
Регулярные физические упражнения полезны для здоровья по целому ряду причин. Автор: Rene Kundla/ERR

Исследование американских ученых показало, что даже легкая регулярная физическая активность полезна для человеческого мозга. Она может увеличить, а с возрастом сохранить количество серого и белого вещества в областях, связанных с памятью и обучением.

Регулярные физические упражнения полезны для здоровья по целому ряду причин. Исследование, проведенное учеными Тихоокеанского института нейронаук и Вашингтонского университета, выявило еще одно потенциальное преимущество тренировок. Они обнаружили связь между регулярной активностью и размером участков мозга, связанных с памятью и обучением. По словам авторов, физические упражнения не обязательно должны быть интенсивными или длительными, сообщает ScienceAlert.

В своем исследовании они проанализировали снимки мозга 10 125 людей, сделанные с помощью магнитно-резонансной томографии (МРТ). Изображения показали, что у людей, которые занимались какой-либо физической активностью, например ходьбой, бегом или спортом, некоторые участки были больше, чем у других.

В частности, у них были объемнее лобные доли и гиппокамп. Именно последний играет ключевую роль в хранении и обработке воспоминаний. Хотя увеличение количества серого и белого вещества в мозге напрямую не означает его более эффективную работу, уменьшение часто рассматривается как серьезный признак снижения умственных способностей.

По словам автора исследования Дэвида Меррилла, команда обнаружила, что даже умеренная физическая активность – например, чуть менее 4000 шагов в день, – имела свой эффект.

Важнее с возрастом

Авторы не стали подробно исследовать, в чем проявляется польза увеличенных отделов мозга. Однако, поскольку роль этих участков достаточно хорошо изучена, команда предположила, что у таких людей может быть лучше память и способность к обучению.

Физические упражнения могут сделать работу мозга более эффективной по целому ряду причин. Помимо прочего, они улучшают кровообращение во всем теле, в том числе и в мозге. Они также повышают уровень белков в организме, которые отвечают за здоровье определенных нервных клеток.

Чем старше становится человек, тем большую значимость приобретает активный образ жизни. Хотя с возрастом растет риск развития нейродегенеративных заболеваний, увеличение объема мозга может помочь компенсировать снижение умственных способностей, связанное, например, с болезнью Альцгеймера.

Предыдущие исследования также выявили связь между большей физической активностью и меньшим риском развития деменции. Хотя полученные результаты не свидетельствуют о прямой причинно-следственной связи, по крайней мере, корреляция налицо.

Исследовательская группа считает, что люди должны больше знать о пользе физических упражнений. В частности, стоит чаще говорить о том, почему следует заниматься спортом в пожилом возрасте. Хотя в СМИ часто можно встретить рекомендацию проходить 10 000 шагов в день, исследователи утверждают, что любая ходьба уже полезна для тела и мозга и поможет сохранить объем последнего.

Исследование опубликовано в Journal of Alzheimer's Disease.

Редактор: Софья Люттер