Природа

Дети реагируют на вкус в утробе матери: морковь им нравится, а капуста нет

23.09.22 ЗДОРОВЬЕ ... В ходе работы, проведенной лабораторией исследований плода и новорожденных Даремского университета (Великобритания), 100 беременным женщинам были сделаны 4D ультразвуковые снимки, чтобы увидеть реакцию их еще не родившихся детей на вкусовые качества продуктов, употребляемых матерями.

Сперматозоиды объединяются для достижения общей цели

22.09.22 ЗДОРОВЬЕ ... Ученые обнаружили биологические преимущества группового плавания сперматозоидов при навигации по женским репродуктивным путям. Оказывается, они лучше плывут против течения, когда объединяются в группы.

Волки привязываются к людям не хуже собак

22.09.22 ПРИРОДА ... Все знают, что собакам присуще проявление привязанности к человеку. Теперь ученые выяснили, что и волки могут демонстрировать эту способность по отношению к людям, ухаживающим за ними.

Что видят собаки? Ученые расшифровали визуальные образы из их мозга

20.09.22 ТЕХНИКА ... Ученые из Университета Эмори в США при помощи искусственного интеллекта расшифровали визуальные образы из мозга собаки. Выяснилось, что животные больше реагируют на действия, чем на то, кто их совершает.

Яркая окраска певчих птиц подвергает их риску

19.09.22 ПРИРОДА ... Яркие, уникально окрашенные певчие птицы подвержены более высокому риску исчезновения. Исследователи также предсказывают, что почти 500 видов пернатых, большинство из которых обитают в тропиках, в будущем рискуют стать предметом торговли из-за своего оперения.

Ученые обнаружили новый вид осьминогов. Он продавался на местном рынке

15.09.22 ПРИРОДА ... Собирая образцы головоногих моллюсков на острове Дуншань в китайской провинции Фуцзянь, группа исследователей наткнулась на интересную находку: новый вид осьминога.

Одна небольшая мутация сделала современного человека таким умным

13.09.22 ИСТОРИЯ ... Исследователи из Германии выяснили, какой ген дал Homo Sapiens преимущество перед неандертальцами и другими близкими к человеку приматами.

Шимпанзе могут общаться на расстоянии, используя личные барабанные ритмы

09.09.22 ПРИРОДА ... Исследователи, следившие за шимпанзе в тропических лесах Уганды, обнаружили, что животные передают друг другу сообщения, ударяя по корням деревьев. При этом у каждого примата своя фирменная дробь.

Ученые нашли новое опровержение концепции "рептильного мозга"

08.09.22 ПРИРОДА ... Ученые сравнили мозг бородатых агам (Pogona vitticeps), крупных ящериц из австралийской пустыни, с мозгом мышей и нашли новое подтверждение тому, что развитие мозга млекопитающих и рептилий происходило по отдельности. Это еще один гвоздь в крышку гроба концепции триединого мозга.

Новый закон природы? Живущие на дождливых склонах мыши оказались крупнее

06.09.22 ПРИРОДА ... Мыши, обитающие на западной стороне Анд в Патагонии, оказались крупнее своих сородичей, живущих на восточном склоне. Исследователи изучили черепа 450 животных и обнаружили, что существующие биологические законы не могут объяснить разницу в размерах. Анализ ДНК показал, что все они принадлежат к одному виду.

Точные морские данные помогут в борьбе с высокими ценами на электроэнергию

01.09.22 ПРИРОДА ... Ученые из Института морских систем Таллиннского технического университета много лет работали с большими данными по океанографии и морскими моделями. Благодаря этому, анализ морских условий теперь производится в десятки раз быстрее.

Ночные бабочки оказались важными опылителями

01.09.22 ПРИРОДА ... Ночные бабочки – неприметные на вид насекомые, однако их значение как опылителей гораздо выше, чем считалось ранее, говорится в новом исследовании.

Некоторые овощи лучше растут в городах, чем на фермах

31.08.22 ПРИРОДА ... Новое исследование показало, что урожайность таких культур как огурцы, картофель и салат, может быть в четыре раза выше, если они выращиваются в городских, а не в сельских районах.

Риск деменции у собак старше десяти лет с каждым годом растет на 50%

31.08.22 ПРИРОДА ... Собаки тоже страдают деменцией, но часто это трудно заметить. В исследовании американских ученых, опубликованном в журнале Nature, говорится, что деменция очень распространена, особенно у собак старше десяти лет.

Встреча с хозяином заставляет собак плакать от счастья

30.08.22 ПРИРОДА ... Собаки и люди явно имеют особую связь. Результаты нового исследования, опубликованного в журнале Current Biology говорят, что собаки способны плакать, когда их переполняют эмоции. В частности, в те моменты, когда они рады воссоединению с хозяином.

Традиционное земледелие обеспечивает куликов достаточным количеством корма

26.08.22 ПРИРОДА ... Численность мелких куликов сокращается в Европе и во всем мире. Считается, что причина этому – недостаток пищи. Исследователь из Эстонского университета естественных наук предполагает, что дело скорее в исчезновении лугов и нападениях хищников.

Почему небезопасно принимать душ во время грозы

22.08.22 ПРИРОДА ... В Эстонии продолжается жаркая погода, метеорологи предупреждают о возможности грозы. И хотя основные правила поведения во время шторма многим хорошо известны, существуют неочевидные риски, о которых пишет преподаватель физики из Университета Ноттингем Трент Джеймс Роулингс в The Conversation.

Почему от жары хочется спать

19.08.22 ПРИРОДА ... Жарким летом многие клюют носом уже в середине дня. В некоторых частях мира культурной нормой является полуденная сиеста и закрытие предприятий в самые теплые часы. Как выяснилось, за этим может стоять не только культура, но и биология.

Обмеление Рейна зафиксировали со спутника

18.08.22 ПРИРОДА ... Европейское космическое агентство (ЕКА) опубликовало фотографии наглядно показывающее как сильно обмелел Рейн, вторая крупнейшая река в Европе. Причина в изменении климата.

Ученые нашли общую черту у "одаренных" собак, способных запоминать названия

18.08.22 ПРИРОДА ... Существует особая и очень редкая группа собак, известная исследователям как GWL — gifted word learners. У них есть особый талант: они быстро запоминают названия игрушек и других предметов и способны удерживать их в памяти месяцами.

Исследование: тестостерон способствует не только агрессии

17.08.22 ПРИРОДА ... Нейробиологи из университета Эмори выяснили, что тестостерон помогает животным быстро переключаться между просоциальными и антисоциальными реакциями.

Новая модель предсказывает высоту волн в Балтийском море

16.08.22 ПРИРОДА ... Модель, созданная Институтом морских систем Таллиннского технического университета, показывает, насколько высокими будут волны в Балтийском море в ближайшие три дня.

Кузнечики могут чувствовать запах раковых клеток

11.08.22 ПРИРОДА ... Исследователи обнаружили, что кузнечики могут отличать раковые клетки от здоровых, используя свое обоняние. Полученные результаты могут быть полезны в области ранней диагностики рака, а значит, у людей будет больше шансов избавиться от этого заболевания.

Вирусолог: от опасных комаров Эстонию спасают холодные осень и зима

10.08.22 ЗДОРОВЬЕ ... На этой неделе в немецких СМИ появилась информация о том, что из-за изменения климата в Германии распространяются тропические болезни. По мнению вирусолога Андреса Меритса, опасения немцев оправданы, а Эстонию от подобных проблем защищают географическое положение и холодные зимы.

В Мексиканском заливе обнаружили новый вид гигантских равноногих

10.08.22 ПРИРОДА ... Исследователи идентифицировали новый вид Bathonymus, знаменитого рода глубоководных равноногих, чья известность в Интернете сделала их самыми знаменитыми водными ракообразными после Себастьяна из "Русалочки".

Птичьи мозги не так просты, как кажется

09.08.22 ПРИРОДА ... Умственные способности птицы зависят от количества нейронов в одной части переднего мозга и от связей между различными его частями.

Кормовые личинки могут спасти мир от пластиковых отходов

08.08.22 ЭКОЛОГИЯ ... Австралийские ученые обнаружили в кишечнике личинок кормовых жуков ферменты, расщепляющие пенопласт. Эти личинки могут помочь в будущем уменьшить количество пластиковых отходов.

Не сама по себе: микробиом кишечника помогает кошкам жить в группах

04.08.22 ПРИРОДА ... Свежее исследование описывает взаимосвязь между уровнем гормонов домашних кошек, микробиомом кишечника и социальным поведением, проливая свет на то, как эти одиночные животные уживаются друг с другом.

Балтийское море становится морем кильки, а салака в нем кончается

02.08.22 ЭКОЛОГИЯ ... Теплые зимы последних лет приводят к уменьшению популяции салаки, требующей особых условий для размножения, говорится в новом исследовании. На смену приходит более плодовитый конкурент – килька, которую рыбаки часто декларируют как салаку.

Ученые узнали, как плавать без мозга и мышц

01.08.22 ПРИРОДА ... Бактерии и другие одноклеточные организмы используют сложные способы активной навигации, несмотря на свое сравнительно простое строение. Исследователи из Института динамики и самоорганизации Макса Планка (MPI-DS) использовали капли масла в качестве модели, чтобы понять, как плавать без мозга и мышц.

Шмели могут испытывать боль

28.07.22 ПРИРОДА ... Ради вкусной еды шмели могут терпеть опасную для них температуру. Однако, как предполагают ученые, при этом они ощущают боль.

Обнаруженный в заливе Матсалу краб может изменить жизнь морских обитателей

28.07.22 ПРИРОДА ... На прошлой неделе в заливе Матсалу нашли краба, который раньше не обитал в этих краях. Речь идет о ритропанопеусе черноморском или голландском крабе, который обычно живет у побережий Атлантического океана от Канады до Бразилии. И хотя для человека он не опасен, жизнь обитателей Матсалуского залива может перевернуться с ног на голову.

Лавовые пещеры на Гавайях кишат загадочными формами жизни

26.07.22 ПРИРОДА ... Новое исследование показало, что в лавовых пещерах Гавайев и других структурах, созданных в результате вулканической деятельности, обитают уникальные, разнообразные и до сих пор не описанные сообщества бактерий.

Муравьиные колонии принимают решения как нейронные сети

25.07.22 ПРИРОДА ... Согласно недавно опубликованному исследованию, группы муравьев ведут себя подобно сетям нейронов в мозге. При принятии решения о переселении они ориентируются не только на степень воздействия неблагоприятного фактора, но и на размер группы.

Если потепление климата продолжится, в Эстонию могут прийти лесные пожары

22.07.22 ПРИРОДА ... На этой неделе температура воздуха в Западной Европе превысила 40 градусов. По словам ученых, что-то подобное не исключено и в Эстонии.

Вопрос читателя: почему температурный рекорд в Эстонии всего 35,6 градуса?

20.07.22 ПРИРОДА ... В западной Европе в эти дни столбик термометра местами поднимается выше 40 градусов по Цельсию, каждый день устанавливаются новые рекорды. Читатель портала Novaator поинтересовался, почему в Эстонии официальный рекорд составляет всего 35,6 градуса. На вопрос ответил главный специалист Агентства окружающей среды Айн Каллис.

Как люди: друзья помогают осиротевшим слонятам справиться со стрессом

19.07.22 ПРИРОДА ... Ученые выяснили, что потерявшим матерей слонятам очень важна поддержка со стороны сородичей. Осиротевшие слоны, у которых было больше "друзей" того же возраста, имели более низкий уровень гормона стресса.

От сотрясения мозга дятлов защищает особое строение головы

18.07.22 ПРИРОДА ... Дятлы – трудолюбивые птицы, которые часто являются источником характерного шума. Наверняка вы не раз слышали, как они стучат по дереву. Но задумывались ли вы, почему у дятлов не начинает болеть голова от этого бесконечного стука?

Исследование: американские грызуны выращивают себе пищу под землей?

14.07.22 ПРИРОДА ... Исследование показало, что в сеть туннелей юго-восточных гоферов глубже, чем обычно, прорастают корни. Это может означать, что грызуны намеренно выращивают себе пищу, сообщает The Scientist.

От атаки чаек спасут кепка и длинная палка

08.07.22 ПРИРОДА ... Любители спать с открытым окном, наверное, уже не раз просыпались летним утром от крика чаек. Исследователь экологии птиц из Тартуского университета Марко Мяги рассказал в программе "Hommik" на Raadio 2, как справиться с надоедливыми птицами.

Белые медведи научилась охотиться в условиях отсутствия морского льда

05.07.22 ПРИРОДА ... Ученые исследовали малочисленную группу белых медведей в Гренландии. Выяснилось, что эти хищники были изолированы от своих сородичей на протяжении как минимум 200 лет и научились добывать пищу в условиях отсутствия морского льда.

Окаменелость раскрыла тайну вегетарианской диеты панды

04.07.22 ПРИРОДА ... Найденные в Китае окаменелости помогли исследователям разгадать тайну того, как у панды развился "ложный большой палец" и почему эти медведи стали единственными убежденными вегетарианцами в семействе.

Читатель спрашивает: что за личинки затянули паутиной деревья в Кадриорге?

16.06.22 ПРИРОДА ... Куст возле стадиона "Кадриорг" подвергся атаке паутинной моли. По словам энтомолога Юхана Явойша из Тартуского университета, это большой стресс для растения.

Исследование: английские бульдоги — это генетическая трагедия

16.06.22 ПРИРОДА ... Ученые из Королевского ветеринарного колледжа в Англии выяснили, что английские бульдоги — это нездоровая порода. Методы разведения этих животных следует изменить, чтобы обеспечить будущее благополучие собак.

Кошки используют кошачью мяту как средство от паразитов

16.06.22 ПРИРОДА ... Любой, кто видел как кошки реагируют на кошачью мяту, знает, что они немного сходят с ума — трутся, жуют и самозабвенно лижут. Широко признано, что сама кошачья мята и ее азиатский аналог, актинидия полигамная, обладают опьяняющими свойствами, но это может быть не единственная причина, по которой кошки с таким энтузиазмом относятся к этому растению. Исследователи из Японии обнаружили, что когда кошки повреждают кошачью мяту, выделяется гораздо больше сильных репеллентов, а значит такое поведение кошек возможно защищает их от вредителей. Исследование на эту тему публикует журнал iScience.

Гуляющие на улице домашние кошки наносят большой вред дикой природе

14.06.22 ПРИРОДА ... Гуляющие сами по себе или одичавшие кошки наносят большой вред природе. Из-за них ежегодно умирают сотни миллионов земноводных, рептилий и беспозвоночных в Австралии, миллиарды птиц и млекопитающих в США и Китае.

Комары отказываются от еды, если плохо выспались

10.06.22 ПРИРОДА ... Исследователи изучили поведение лишенных сна комаров и выяснили, что уставшие насекомые отстают от хорошо отдохнувших, когда им предлагают попить крови из ноги добровольца, передает ScienceNews.

У побережья Австралии обнаружено крупнейшее в мире растение

06.06.22 ПРИРОДА ... У берегов Австралии обнаружили самое большое известное растение на Земле — это морская трава, площадь которой примерно в три раза превышает площадь Манхэттена. Генетическое тестирование помогло установить, что огромный подводный луг на самом деле является одним растением. Считается, что он разросся из одного семени в течение как минимум 4500 лет.

Уровень радиоактивности питьевой воды в Эстонии выше, чем в Европе

06.06.22 ПРИРОДА ... Питьевая вода в Эстонии, по сравнению со многими другими европейскими странами, содержит больше радиоактивных веществ. Однако, по мнению исследователей, они не представляют значительного риска для здоровья. Тем не менее, это может дать пищу для размышлений предприятиям водоснабжения.